Fiesta Tropical

Карибский остров Куба повлиял на развитие нескольких музыкальных стилей в 19 и 20 веках. Корни большинства кубинских музыкальных стилей начинаются в "кабильдос" (cabildos), развлекательных обществах для рабов, привезенных на остров. Эти общества сохранили африканские культурные традиции даже после того, как эмансипация 1886 года заставила их объединиться с Римско-католической церковью. В то же самое время, стала развиваться религия Сантерия (Santería) и вскоре она распространилась по всей Кубе, Гаити и на другие близлежащие острова. Сантерия повлияла на кубинскую музыку, поскольку перкуссия являлась неотъемлемой частью религиозной музыки.  К 20-му столетию, элементы музыки этой религии обрели популярную и народную формы.


Основные корни кубинской музыки лежат в Испании и Западной Африке, но со временем на нее повлияли разнообразные жанры других стран. Главными среди них являются Франция, США и Ямайка. Кубинская музыка также повлияла на другие страны, способствуя развитию не только джаза и сальсы, но и аргентинского танго, гана хайлайф (Ghana high-life), западно-африканского афробита (afrobeat) и испанского фламенко (nuevo flamenco).

Коренными жителями Кубы были аравакские племена (таино, араваки, сибонеи), которые устраивали в деревнях представления с пением и танцами, воспевая культуру и религию Таино. Африканские рабы и европейские иммигранты привезли свою собственную музыку на остров. Европейские танцы и народные музыкальные произведения включали в себя  zapateo, fandango, zampado, retambico, canción. Позже  в белом обществе появились северные Европейские формы, такие как вальс, менуэт, гавот, мазурка.

Как сказал кубинский фольклорист Фернандо Ортис, музыкальные инновации Кубы - это результат взаимодействия между африканскими рабами, которые жили на плантациях сахарного тростника, и испанскими (канарскими) островитянами, которые выращивали табак на небольших фермах. Африканские рабы и их потомки сохранили большое количество ударных инструментов, наиболее важными из которых были клаве (clave), конги (congas) и барабаны бата (batá). Китайские иммигранты внесли свой китайский корнет - китайский духовой инструмент, обычно  играющий на карнавалах Сантьяго-де-Куба.


Гуахира (guajira)
Гуахира является музыкальным жанром, родившимся в восточной части Кубы. Это сельская музыка, кубинское "кантри". На Кубе крестьян называют guajiros (гуахирос), так называется  и их сельская музыка. В песнях Гуахиры, как правило, воспевается красота кубинской сельской местности и образ жизни гуахирос, сельских жителей. Гуахира похожа на сельскую пуэрториканскую музыку Креолья (Criolla), где сельских жителей называют хибарос (jibaros).


Musica Campesina (традиционная деревенская музыка)
Деревенская музыка "la musica campesina" является одной из форм импровизационной музыки. Она стала популярной благодаря таким исполнителям, как Селина Гонсалес (Celina González), и сильно повлияла на современный Сон. Так как жанр оставался в основном без изменений (таким образом провоцируя снижение интереса среди кубинской молодежи), некоторые исполнители позже пытались обновить музыку новыми текстами песен, темами и аранжировками.


Danzón (дансон)
Европейское влияние на дальнейшее музыкальное развитие Кубы наиболее ярко представлено в дансоне. Это элегантный танец, который утвердился на Кубе до того, как он стал популярным во всей Латинской Америке, особенно в Мексике. Его корни лежат в европейских бальных танцах, таких как Английский, Французский и Испанский Контрданс. Дансон сформировался в 1870 году в районе города Матансас (Matanzas), где сильно преобладала африканская культура. Дансон полностью сформировался к 1879 году. Известный исполнитель дансона Мигель Фаильде (Miguel Failde) добавил в музыку элементы из французского контрданса и проложил путь для будущих исполнителей, таких как José Urfe, Enrique Jorrín, Antonio María Romeu.

Charanga cubana.
Чарангой называли традиционные ансамбли кубинской танцевальной музыки. Они сделали кубинскую танцевальную музыку популярной в 1940-х годах. Стиль музыки, который больше всего связан с Чарангой это Дансон. Во время гаитянской революции 1791 года, беженцы с Гаити поселились на востоке Кубы и сформировали собственный стиль Дансона, образовав своего рода культурное сообщество музыки и танца Tumba francesa (французская тумба) и получив известность за Mambo (Мамбо),  Chachachá (Чачача) и другие типы народной кубинской музыки.



Changuí (Чанги).
Чанги - это музыка сельского происхождения. Она возникла, также как Сон, в восточной части острова Кубы недалеко от города Гуантанамо. Лучше всего Чанги иллюстрируется музыкантом Элио Реве (Elio Revé). Он модернизировал Чанги, а музыканты Candido Fabré и Los Van Van придали ему современный вид, который он имеет сегодня. Los Van Van во главе с Хуаном Формелем (Juan Formell) добавили тромбоны, синтезаторы и больше ударных, таким образом возник Сонго (songo) - жанр популярнои кубинской музыки. 



Son (Сон).
Сон является главным жанром кубинской музыки, и он помог заложить основу почти для всего, что появилось позже. Он возник в восточной части острова среди фермеров. Его происхождение связано с жанром Чанги, который считается матерью Сона. Он также объединил в себе гитару, клаве и африканские ритмы, с которыми Сон тесно связан.  В Гавану Сон пришел  после того, как кубинская армия начала исполнять Сон в окрестностях города в 1911 году. Затем сформировалась группа "Sexteto Habanero" и в 1920 году появилась первая базовая композиция Сона. Царствие Сона началось как раз с появлением Sexteto Habanero (позже группа стала называться Septeto Habanero). Музыковеды и пресса называет Septeto Habanero подлинным примером кубинского Сона и одним из главных исполнителей традиционной кубинской музыки. Сон касается таких традиционных тем, как любовь и патриотизм, но более современные исполнители имеют в своем творчестве социально-политическую направленность. 



Rumba/Румба.
За границей румба, прежде всего, рассматривается как роскошный бальный танец, но его происхождение является спонтанным, импровизационным и живым, и связано оно с портовыми грузчиками Гаваны и Матансас. Были объединены перкуссия и вокальные партии, так сформировалась популярная танцевальная форма музыки. Слово "rumba" происходит от глагола "rumbear", что означает хорошо проводить время, веселиться. Ритм - главное в румбе, так как эта музыка в первую очередь предназначена для танца. Существует 3 вида ритма румбы с сопровождающими танцами: columbia, guaganco и yambú. Сolumbia (Колумбия) исполняется на 6/8 доли и танцуется одним человеком, очень быстро с агрессивными и акробатическими движениями. Guaguanco (Гуагуанко) исполняется на 2/4 доли, танцуется мужчиной и женщиной гораздо медленнее. Танец имитирует стремление мужчины к женщине, таким образом образуя сексуальную энергетику в танце. Yambu (Ямбу), известный как "румба для пожилых людей" является предшественником guaguanco и исполняется более медленно. Yambu почти вымер и исполняется в основном только фольклорными ансамблями.



Диверсификация и популяризация 1920-30-х годов.
Музыка сон пришла в Гавану в 1920 году,  и стала популярной  благодаря усилиям легендарных групп, как  Septeto Habanero, Trío Matamoros. Сон был урбанизирован, к нему были добавлены труба и другие музыкальные инструменты, тем самым оказав огромное влияние на более поздние формы кубинской музыки.  Время шло, и вскоре музыканты начали "отбеливать" сон для растущего потока туристов в ночных клубах Гаваны, которые не понимали сложных африканских ритмов.



Появление кубинской музыки в США.
В 1930 году группа Lecuona Cuban Boys и Desi Arnaz популяризировали конгу (conga) в штатах. Don Azpiazu сделал то же самое с Соном Монтуно (son montuno), а Arsenio Rodriguez создал группу Arsenio Rodriguez y su conjunto и популярность румбы возросла. Сон, мамбо, чачача, румба и конга оказали самое большое влияние на развитие сальсы. Мамбо впервые появилoсь в США в начале 40-х годов. Первое мамбо было записано Качао Лопесом (Orestes "Cachao" Lopez) в 1938 году. Спустя 5 лет, Perez Prado представил Мамбо публике в ночном клубе "La Tropicana de Havana". Мамбо отличался от его непосредственного предшественника дансона (danzon) элементами из джаза и сона монтуно. К 1947 году, мамбо был бешено популярен в США, но эта популярность продолжалась всего лишь несколько лет.
Другими влиятельными музыкантами до революции были Chano Pozo, Bola de Nieve, которые жили в Мексике. Mario Bauza вместе с "ньюйориканцами" Ray Barreto и Tito Puente сделали изменения в мамбо, что впоследствии послужило началом постепенного производства латинского джазa и сальсы. Большое количество музыкантов покинуло Кубу между 1966 и 1968 годами, после того, как кубинское правительство национализировало оставшиеся ночные клубы и звукозаписывающие компании. Среди них была Celia Cruz, исполнительница гуарачи (guaracha), которая оказала огромное влияние на развитие сальсы. В последующие годы кубинцы были очень активны в латинском джазе и ранней сальсе, например Patato Valdés из группы "Tipíca '73'". Несколько бывших членов группы Irakere также стали весьма успешными в США, среди них были Paquito d'Rivera и Arturo Sandoval.



1940 и 1950 года.
Считается, что один из самых известных сонэрос Кубы Арсенио Родригес (Arsenio Rodriguez) возвратил сон обратно к своим африканским корням в 1940-м году, адаптировав стиль гуагуанко (guaguanco) к сону и добавив к ритму инструменты сенсе́рро и конги. Кроме того, он расширил роль гитары трес, как одиночного музыкального инструмента. Родригес внес в монтуно мелодичные соло и его стиль стал известен, как сон монтуно. Конги стали неотъемлемой частью того, что стало известно, как латинский джаз, появившийся среди кубинцев в 40-х годах в Нью-Йорке. Группа Orquesta America во главе со скрипачем Enrique Jorrín изобрела жанр chachachá, ставший международным увлечением в 1950-х годах. Chachachá было популяризировано такими исполнителями, как Tito Puente, Perez Prado и другими суперзвездами. Многие из этих исполнителей также обновили версию мамбо для современной аудитории.



1960-е и 70-е года.
Современная кубинская музыка известна своим неустанным смешением жанров. Например, в 1970-х годах группа  Лос Иракере (Los Irakere) использовала барабаны батá в биг-бэндах, что стало известно как son-batá или batá-rock. Позже другие исполнители изобрели жанр mozambique, смешивая conga, mambo и batá-rumba.


Кастро и кубинские эмигранты.
Приход к власти Фиделя Кастро в 1959 году означал массовую эмиграцию в Пуэрто-Рико, Флориду и Нью-Йорк, а также означал защиту исполнителя Коммунистическим государством, представленную государственными звукозаписывающими компаниями, как например кубинский лейбл звукозаписи EGREM. На Кубе музыкальное движение «нуэва трова» Nueva Trova, куда входит композитор и певец Пабло Миланес (Pablo Milanés), отражало новые левые идеалы. Молодые музыканты обучались в музыкальных школах. Музыканты работали в полную смену и получали плату только после окончания консерватории, но 90% их дохода отбиралось Министерством Kультуры. Правительство Кастро в конце концов вынудило эмигрировать даже таких ранних сторонников Кастро, как Arturo Sandoval и Paquito D'Rivera. Распад Советского Союза в 1990 году немного изменил ситуацию, и музыканты получили право давать концерты за границей и зарабатывать себе на жизнь за пределами государственной системы. К известным кубинским исполнителям-эмигрантам относятся Celia Cruz, La Lupe, Willy Chirino и Gloria Estefan. Многие из этих исполнителей, особенно Celia Cruz, стали тесно связаны с движением против Кастро.

gloria estefanla lupewilly chirino

Nueva Trova
Политические и социальные потрясения Кубы в 60-х и 70-х годах дали начало новому жанру музыки под названием Nueva Trova (Нуэ́ва тро́ва). Silvio Rodríguez и Pablo Milanés стали самым важным представителями этого стиля. Нуэва Трова всегда была тесно связана с революцией Кастро, но ее песни чаще затрагивали личные, чем социальные вопросы, уделяя особое внимание сильным эмоциональным проблемам. Нуэва Трова начала развиваться после падения Советского Союза, адаптируясь к новым временам. Примером новой, не-политической линией в движении Nueva Trova может быть Liuba María Hevia, чьи песни ориентированы на темы любви и одиночества, разделяя со всеми весьма поэтический стиль. С другой стороны, Carlos Varela известен на Кубе за его открытую критику некоторых аспектов революции Кастро, но в то же время он включен в жанр Нуэва Трова. Термин Novísima Trova часто используется для описания нового поколения композиторов, для которых основным источником информации и примером являются Silvio Rodriguez и Pablo Milanés.


1980-е и 90-е года.
Son и Nueva trova остаются самыми популярными формами современной кубинской музыки, и практически все кубинские исполнители играют музыку, полученную из одного из этих двух жанров. Сон лучше всего представлен такими долго-играющими группами, как Orquesta Aragón, Orquesta Ritmo Oriental, Orquesta Original de Manzanillo и Septeto Nacional, которая восстановилась в 1985 году. Septeto Nacional, наряду с такими группами как Sierra Maestra, вызвали оживление в традиционном соне. Тем временем, Irakere смешали традиционную кубинскую музыку с джазом, a группы NG La Banda, Orishas и Son 14 продолжили добавлять новые элементы к сону, особенно хип хоп и фанк, чтобы в дальнейшем сформировать музыку timba. Этому процессу способствовало приобретение импортного электронного оборудования. Есть еще много других музыкантов, исполняющих традиционный son montuno, например Eliades Ochoa, который много записывался и гастролировал в результате повысившегося интереса к son montuno с середины 1990-х годов.
В 1990-х, благодаря повышенному интересу к мировой музыке, кубинская музыка оказалась в центре внимания, особенно такие традиционные стили, как son montuno. Это развитие шло рука об руку с Постсоветским "особым периодом" на Кубе, в течение которого экономика стала открываться туризму.
Orquesta Aragon, Charanga Habanera, Candido Fabré y su Banda были долго-играющими исполнителями чаранги, которые помогли сформировать тимбу в конце 1990 года.



Тимба.

С момента своего появления в начале 1990-х годов, тимба стал самой популярной танцевальной музыкой на Кубе, в последнее время только соперничая с реггетоном, кубинской версией ямайской рагги и клубной музыки. Хоть и связанный с Сальсой, тимба имеет свои особенности, историю, и он тесно связан с жизнью и культурой Кубы, особенно в Гаване. Timba для Гаваны - это то же самое, что Tango - для Буэнос-Айреса, или Pagode - для Рио де Жанейро.



История кубинской музыки, студия танца Fiesta Tropical

Источник: www.boogalu.com 
Перевод: Студия Fiesta Tropical
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт fiesta-tropical.ru обязательна. 

ИНТЕРЕСНО:
История возникновения музыки и танца Меренге.
Краткая история кубинской музыки.
История танца Касино. 

Что общего у физики с Касино?
Что такое "Casino Para Todos"
Бачата-Гуахира БУМ в Пуэрто-Рико!